Инклюзивная социокультурная среда

Создание инклюзивной социокультурной среды в образовательном пространстве Колледжа

Ответственные за направление деятельности: Семина Л.Ю., руководитель краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения

 

Одним из направлений деятельности инновационной площадки  является формирование уникальной социокультурной среды в образовательном пространстве Колледжа.

На начальном этапе инновационной деятельности было проведено исследование социокультурной среды Колледжа, которое включало в себя анкетирование обучающихся, преподавателей и администрации Колледжа. Его целью стало определение готовности всех участников образовательного пространства к принятию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, а также выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов. 

 

Анкетирование обучающихся колледжа

  

 

Анкетирование педагогического коллектива колледжа

  

 

 

Анализ проведённого исследования участников образовательного пространства, показал готовность коллектива к принятию данной категории обучающихся, но в то же время, отразил и ряд проблем, которые создают барьеры в работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями.

Решение выявленных проблем определило направление работы по формированию социокультурной среды в  Колледже:

  1. Повышение уровня компетентности у педагогических работников  Колледжа.
  2. Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса.

Основная роль в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья отводится преподавательскому составу Колледжа и первичной, важнейшей ступенью подготовки Колледжа к процессу инклюзии является этап психологических и ценностных изменений ее специалистов, уровня их профессиональной компетентности. Для качественной организации комплексного сопровождения образовательного процесса, все преподаватели нашего Колледжа и специалисты краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения постоянно повышают уровень своей компетентности, занимаются самообразованием, проходят курсы  повышения квалификации, постоянно участвуют в мероприятиях различного уровня по данному направлению. Это позволило нам смоделировать  уникальный образ педагога готового к работе в условиях инклюзивного образования, ломающего стереотипы и строящего новый формат образовательного пространства: 

  • информационная готовность;
  • владение педагогическими технологиями;
  • знание основ психологии и коррекционной педагогики;
  • знание индивидуальных отличий обучающихся;
  • способность моделировать занятия и использовать вариативность в процессе обучения.

Формирование инклюзивной культуры у участников образовательного процесса тесно связано с задачей устранения социальных и культурных барьеров, препятствующих включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в процесс образования. 

Первым нашим шагом в этом направлении стала подготовка обучающихся Колледжа к принятию в образовательный социум студентов  с особыми образовательными потребностями. 

Так, с апреля 2016 года на базе Северо-Кавказского Федерального университета в рамках сотрудничества по вопросам инклюзивного образования начато обучение студентов нашего Колледжа по формированию инклюзивной культуры на интерактивной площадке «Территория взаимопонимания». Данная технология направлена на формирование положительного отношения в обществе к людям с особыми образовательными потребностями. Проект ориентирован на погружение вполне здоровых людей в мир ощущений лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

Данный ресурс уникален по своим реабилитационным и гуманистическим возможностям. Идея создания территории равных возможностей заключается в том, чтобы изменить отношение к лицам с ограниченными возможностями путем конструирования такой интерактивной среды, которая позволяет каждому независимо от возраста почувствовать на себе влияние различных ограничений: в передвижении, зрительном восприятии, ограничении со стороны слуховой или двигательной функции. 

Обучение проходит на четырех секциях:

  • «Территория тишины», имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями слуха; 
  • «Территория темноты», имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями зрения; 
  • «Территория немобильности», имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата; 
  • «Территория молчания», имитирующая особенности жизнедеятельности лиц с нарушениями общения и социального взаимодействия.

Обучающиеся, приходя на «Территорию взаимопонимания», на своем опыте ощущают, что значит быть особенным. По окончанию этих занятий отмечаются изменения их миропонимания, готовность принимать и понимать таких людей как равных.

Отмечая эти изменения, мы пришли к выводу, что работу по формированию инклюзивной культуры необходимо вывести на новый уровень – уровень, когда сами обучающиеся Колледжа становятся участниками сопровождения и формирования той культуры, которая позволяет принимать лиц с особыми образовательными потребностями как равных участников образовательного пространства, помогая преодолеть трудности, непонимание и предрассудки. 

Так родилась идея создания волонтерского движения в нашем Колледже.

Среди 1-2 курсов был проведен отбор обучающихся, изъявивших желание проявить себя в волонтерской деятельности. 20 студентов Колледжа прошли обучение в ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» по программе «Волонтерская деятельность в инклюзивном образовании», по итогам которого получили сертификаты государственного образца.

Работа по формированию инклюзивной культуры в образовательной пространстве это длительный, целенаправленный и системный процесс, в который включен весь коллектив Колледжа.