О деятельности инновационной площадки

В настоящее время в мировой практике все больше внимания уделяется проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эти проблемы носят международный характер.

Российская Федерация 03 мая 2012 г. ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Эти изменения в общественном сознании вызвали появление новой парадигмы образования, которая опирается на подходы и понятия, выработанные современной практикой. К ним можно отнести, в частности, понятие «инклюзивное образование».

Инклюзивное образование в России находится на этапе развития, поэтому становление данной системы требует решения, как на государственном уровне, так и в каждой конкретной образовательной организации. Именно инклюзивное образование обеспечивает детям с особыми образовательными потребностями равные с их здоровыми сверстниками возможности развития.

Одним из важнейших аспектов деятельности образовательной организации является создание доступной среды для обучающихся с ОВЗ и инвалидов, решение проблем их адаптации, социализации и интеграции в общество.

Это определило цель работы инновационной площадки ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники» – создание универсальной безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ОВЗ и инвалидов.

Реализация деятельности краевой инновационной площадки реализуется по следующим этапам работы:

1 этап – подготовительный (01.12.2015 г. - 31.08.2016 г.).

2 этап – деятельностный (01.09.2016 г. - 31.06.2018 г.).

3 этап – заключительный (01.07.2018 - 30.12.2018 г.).

В настоящее время завершён подготовительный этап работы инновационной площадки, на котором были решены следующие задачи:

  • разработаны методологические подходы и нормативно-правовая база Краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения;
  • созданы организационно-экономические, научно-методические, социально-психологические, информационно-аналитические условия для функционирования КЦИ и ДО;
  • разработана стратегия проведения информационно-просветительских мероприятий и PR-акций;
  • осуществлено повышение квалификации преподавателей Колледжа в вопросах организации инклюзивного образования;
  • осуществлено повышение грамотности участников образовательного процесса в вопросах формирования инклюзивной культуры в Колледже;
  • разработаны адаптированные образовательные программы (АОП) СПО, в соответствии с реализуемыми специальностями, согласно действующей лицензии.

Работа в рамках деятельности инновационной площадки по формированию доступной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в Колледже ведется по следующим направлениям:

  • создание доступной архитектурной безбарьерной и безопасной среды;
  • создание доступной безбарьерной среды в образовательном процессе;
  • создание социокультурной среды, включающей организацию социально-психолого-педагогического сопровождения.

За время работы инновационной площадки в целях качественной организации комплексного сопровождения инклюзивного образовательного процесса преподаватели Колледжа повысили уровень своей компетентности, принимая участие в мероприятиях различного уровня:

  • Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное профессиональное образование», Москва, РГСУ, 2015г. (2 человека).
  • Курсы повышения квалификации «Формирование психологической комфортной и безопасной образовательной среды» Ставрополь, СКИРО ПК и ПРО, 2016г. (1 человек).
  • Совещание с руководителями органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования «О ходе реализации Указов Президента РФ от 07 мая 2012 года», Ставрополь, МОСК, 2016г.                   (2 человека).
  • Курсы профессиональной подготовки «Педагогика и психология инклюзивного образования» Ставрополь, ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, 360 часов, 2016г. (24 человека), в рамках которых была проведена стажировка педагогических работников на базах  МБОУ СОШ № 19 и МБОУ СОШ № 21 города Ставрополя.
  • Курсы повышения квалификации по направлениям – «Инклюзивное образование: методология и технологии реализации в системе СПО»; «Управление образовательной организацией, реализующей инклюзивное образование»; «Современные технологии психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования»,  ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 72 часа, 2016г. (21 человек).
  • Курсы повышения квалификации «Организационно-правовые вопросы получения среднего профессионального образования и профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья», Самарский филиал ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», 2016г. (2 человека).
  • Курсы повышения квалификации «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный технологический университет», 506 часов, 2016-2017гг.                               (2 человека).
  • Обучение в магистратуре ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», по направлению подготовки (специальности) 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование по магистерским программам «Педагогика и психология инклюзивного образования» и «Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», 2016-2018гг. (4 человека).
  • Участие в работе круглого стола по теме: «Инклюзивное творчество – путь к социальному и профессиональному становлению», Министерство образования и молодёжной политики Ставропольского края и Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А. Гагарина, 2016г.  (4 человека).
  • Участие во II международном Интернет-симпозиуме «Инклюзивные процессы в международном образовательном пространства», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016г. (1 человек).
  • Участие в международном Канадско-Российском семинаре «От инклюзивного образования – к инклюзивному обществу», ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016г. (4 человека).

Преподаватели Колледжа принимают активное участие в трансляции опыта работы по реализации инклюзивной деятельности в Колледже.

Так, достигнутый на данном этапе опыт работы инновационной площадки, был освещён на заседании 8 секции межрегионального конгресса по профориентации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проходившем 15 июня 2016 года на базе Колледжа по теме «Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка детей-инвалидов и детей с ОВЗ в системе среднего профессионального образования». В работе секции приняли участие 23 человека, представители учреждений среднего профессионального образования Ставропольского края, Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик.

В рамках работы ежегодной Краевой августовской педагогической конференции «Обновление содержания региональной системы образования: стратегические ориентиры» в августе 2016 г. на базе ГБПОУ СРКВТ и Э был проведён круглый стол руководящих работников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования, подведомственных министерству образования и молодёжной политики Ставропольского края по теме: «О создании в крае условий для развития системы профессионального образования с целью подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям», на котором был представлен опыт работы ГБПОУ «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники».

В ноябре 2016 года в ходе работы ежегодной Краевой Методической школы «Профессиональное образование как стратегический ресурс развития экономики Ставропольского края», организаторами которой выступили министерство образования и молодежной политики Ставропольского края и Невинномысский индустриальный колледж сотрудники Колледжа выступили модераторами секции, рассматривающей вопросы особенностей разработки адаптированных образовательных программ и организации комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и инвалидов.

За время работы инновационной площадки были подготовлены и опубликованы следующие статьи:

  • «Деятельность краевого центра инклюзивного и дистанционного обучения как условие эффективной профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ и инвалидов в колледже», сборник по итогам работы межрегионального конгресса «Профориентационной навигатор для детей инвалидов и детей с ОВЗ (Обобщение опыта реализации проекта)». Ставрополь, СКФУ, 2016 г.
  • «Экологический аспект инклюзивного образования», сборник по итогам работы международной научно-практической конференции «Повышение качества образования и воспитания в современном образовательном пространстве России». Черкесск, 2016 г.

В настоящее время работа инновационной площадки находится на деятельностном этапе.